Виза

Для участия в EVS проекте большинства европейских стран российскому волонтеру необходима шенгенская национальная виза типа D.
В 90% случаях для ее оформления требуют стандартный пакет документов, перечень которых вы без проблем найдете на официальных сайтах посольств. Если подобной информации нет, звоните. Информация меняется, и вы должны быть уверены в ее актуальности, поэтому форумами и тревел-сайтами я бы не советовала пользоваться.

В нашем случае все было немного сложнее. Итак, по порядку.


Бельгийская национальная виза типа D (информация на май 2015)

Перечень документов:

  1. Заполненные на английском визовые анкеты - 3 шт.;
  2. Фотографии цветные 35Х45 мм - 3 шт.;
  3. Заграничный паспорт
  4. Внутренний паспорт (только копии необходимых страниц) - 3 шт.;
  5. Приглашение - оригинал + 2 копии;
  6. Справка о несудимости с апостилем - оригинал + 2 копии;
  7. Нотариально заверенный перевод справки о несудимости с апостилем. На перевод также необходимо поставить апостиль - оригинал + 2 копии;
  8. Медицинская справка,  выданная медицинским центром, аккредитованным при Посольстве Бельгии - оригинал + 2 копии;
  9. Квитанция об оплате административного сбора в размере 215 евро.

Примечания:

1) Анкеты скачиваются здесь, образцы находятся здесь.
2) По фотографиям долго сомневались, т.к. видели в официальных источниках размер 55Х55 мм (или 50Х50 мм, точно не помню). В итоге сделали стандартную шенгенскую фотку 35Х45 мм. Все прошло без проблем.
3) Все понятно.
4) Читайте, копии каких страниц нужны. Иногда необходимы все страницы, иногда - конкретные.
5) Наша принимающая организация выслала нам приглашение. Мы дали московский адрес наших друзей, т.к. подаваться собирались в Москве, и это, очевидно, выходило удобнее. Однако по приезде в Москву письмо мы не нашли. Проверили все близлежащие почтамты, фирмы экспресс-доставки... В итоге попросили организацию выслать повторно экспрессом. Ждали-ждали. Время поджимало. Решили идти с копией. Все хорошо. Вопросов не было.
6) Самый неприятный момент за все время подготовки документов. Спасибо отправляющей организации за совет. Повторяем и вам: заказывайте справку о несудимости не менее, чем за месяц. Это можно и нужно (без хлопот) сделать через портал госуслуги. Все прошло гладко. Ровно через месяц (+/- день) пришло уведомление на email, что справки готовы. Пунктом выдачи мы выбрали г. Москва (Зональный информационный центр Главное управление МВД России по г. Москве, м. Автозаводская - ЗИЦ).
После получения справки на нее необходимо поставить апостиль (это способ легализации документов, вывозимых за рубеж). И вот он ключевой момент (!!!). Признаю, что это была и наша вина, мы не проверили все детали этой процедуры. Но в то же время, я считаю, отправляющей организации необходимо осведомлять волонтеров, что данный процесс апостилирования занимает от 7 (!!!) дней. Заявление на апостилирование мы подали в том же месте, сбегали заплатили госпошлину в ближайшем автомате Сбербанка (2500 руб/апостиль). Здесь также необходимо отметить один нюанс: если не уверены, не пытайтесь оплатить пошлину самостоятельно через автомат. В списке имеется госпошлина за апостиль, но она не та, которая вам нужна на данном этапе. Поэтому необходимо использовать реквизиты, которые указаны в бумажке-подсказке (ее нам выдали в ЗИЦ при подачи заявления на апостиль).
Возвращаюсь к сроку апостилирования. Мы были, мягко говоря, шокированы, когда сотрудница ЗИЦ поставила дату получения апостилированной справки 19 мая (действие происходило 13 мая). На вопрос, можно ли как-то ускорить процесс, утвердительного ответа мы не получили. В состоянии полного нестояния мы начали рассуждать о бытие... Наш план сдать документы на визу за два дня и улететь домой после полугодового путешествия провалился в пух и прах! Запись в посольство на завтра сгорает, ближайшая - через месяц! И самое главное, жилищный вопрос - а где жить-то?! Словно обреченные, поплелись мы к месту нашей временной стоянки. О Даша! Спасибо огромное, что позволила нам пожить у вас еще неделю! И как здорово сложились обстоятельства, ведь соседняя комната буквально перед нашим приездом освободилась, и теперь Даша с Леной ищут нового соседа! Жилищный вопрос решен, но нервы на пределе - внезапно сорванный план плюс нереально сумасшедший ритм Москвы делали свое дело.
Мы не сдавались: решили звонить и узнавать о готовности каждый день, вдруг раньше получится. Потом пришла идея обратиться в вышестоящие органы и попросить об ускорении процесса. Таким образом мы оказались на Петровке 38 (ГУВД г. Москвы). Естественно, охранник нас туда не пропустил и вежливо перенаправил обратно в ЗИЦ. После пояснения причины нашего визита, он предложил попробовать зайти в приемную кого-то там и поинтересоваться. No problem. Тем более это в соседнем здании (к тому моменту, второй день пребывания в Москве, мы порядком устали от метро и вечного столпотворения). Пришли, объяснились, нас приняли. Сказали, что могут предложить лишь оформить заявление на ускорение процесса. Что мы и сделали. Причиной назвали семейные обстоятельства. Указали номер заявления на апостилирование, контактные данные. Поблагодарили, забежали в туалет и ушли.
Решили, почему бы не написать заявление в самом ЗИЦе, где нам выдали справку о несудимости и приняли заявление на апостилирование. Приехали, попросили бумагу, объяснили причину. Сотрудницы очень удивлялись происходящему: "Мы такие заявления не принимаем. Никто никогда не просит такого. Это не в нашей компетенции. Сказано 7 дней, значит 7 дней". И прочие бла-бла-бла. Уже с московской бесчувственностью мы отдали заявления и ушли по-английски. Терять-то нечего.
ИТОГ: через день мы позвонили с целью проверки статуса, и вуаля! документы готовы, приезжайте, забирайте! Ехууу!!! Не знаю, по какой причине апостиль поставили раньше срока на четыре дня, какое из заявлений сработало и обычная ли эта практика, но результатом мы были чрезвычайно довольны! Чувствовали себя покорителями российской бюрократии! Выдохнули, едем дальше.
7) Переводческое бюро было найти не просто, учитывая наше желание сдаться на визу в кротчайшие сроки и тот факт, что апостилированную справку мы получили в субботу после обеда. После продолжительного серфинга в интернете мы нашли контору, работающую по воскресениям и выполняющую нотариально заверенный перевод по довольно адекватным ценам (1000 руб/справка). Приехали, отдали документы, погуляли часик в соседнем торговом центре, вернулись, проверили ФИО, даты рождения, забрали перевод (перевод необходим справки и апостиля на ней!). Ушли удовлетворенные проделанной работой.
Приехав в понедельник в ГУ МинЮст на м. Профсоюзной, мы подали заявление, нотариальный перевод и чек об оплате госпошлины (вот этот апостиль как раз и упоминается в списке услуг сбербанковского автомата; мы его по ошибке оплатили, когда подавали заявления на апостилирование справки из ГУВД. Но разобрав, что к чему, сохранили чеки до следующего шага - апостилирования перевода). Срок процедуры по закону и по факту совпадает - 3 рабочих дня. Однако, закаленные предыдущем опытом проставления апостиля, мы все равно попытались ускорить процесс и связаться с ответственными лицами: положили письменное заявление в ящик для обращение граждан, отослали заявления по электронной почте начальнику и зам. начальнику отдела по вопросам адвокатуры. К сожалению, лично переговорить не удалось - день для обращения граждан пришлось бы ждать дольше, чем готовность апостиля. Поэтому решили ждать назначенного срока.
Кстати о госпошлине, на официальной странице услуги ее величина составляет 1500 руб, тогда как фактически сотрудники выдают квитанцию на сумму 2500 руб. И в автомате Сбербанка стоимость также значится 2500 руб. Будьте внимательны при планировании бюджета.
Через три дня, позвонили, уточнили готовность, приехали, забрали.
8) Пожалуй, это самый прекрасный этап подготовки. Воспользовавшись списком акредитованных медицинских центров, мы связались с двумя московскими клиниками по email (кстати, инфо по American medical centre не актуальна, пользуйтесь нашими ссылками и контактами). Спросили про стоимость, срок подготовки справки и необходимые документы. Вот что получилось:
European medical centre (oksenofontova@emcmos.ru, 84959336655 доб.2024) - стоимость варьируется от 200 до 375 евро/справка. При наличии результатов всех необходимых исследований вы платите 200 евро, и доктор оформляет справку в день обращения. При отсутствии оных, полный комплекс исследования - 373 евро. Оформление справки происходит через 3 дня после сдачи анализов.
- American medical centre (neverova.at@medsigroup.ru, 84959337700) - стоимость 6070 руб/справка (порядка 100 евро, май 2015). Обследование занимает примерно час. По договоренности заполненную справку можно забрать непосредственно после приема. Протокол обследования включает все необходимые процедуры. Необходимо принести с собой загранпаспорт или его копию и одну фотографию (желательно как на визу).
Ну что сказать, смех да и только! Наш бесспорный победитель - American medical centre!
Записались за месяц (можно позже - очередей нет, это ведь частная клиника). Нашли относительно без проблем. Девушки на ресепшене быстро нас обработали, представили доктора. Последний по очереди нас осмотрел, направил на анализы и рентген. Меньше часа и готовые справки на руках! Быстро, качественно, профессионально! Оплатили картой и получили от Сбербанка 10% спасибо, т.е. 1200 руб (потратили на книжки из озона=))! Я же говорю, perfecto!
9) И вот еще один нежданчик - нашу запись на подачу документов в посольство мы пропустили из-за сверхпереоценки сроков готовности апостиля, однако решили сходить, проверить некоторые моменты. Посольство ежедневно выделяет час на прием граждан по визовым вопросам. Только по записи. Без записи приходят дипломаты и прочие сверхлюди. Но в любом случае, всех записавшихся примут.
Ну что сказать, ничего хорошего... Во-первых, девушка долго совещалась с другими сотрудниками, брать с нас консульский сбор или нет (185 евро!). Хотя в официальных источниках  черным по белому написано (см. программу Erasmus): "Не взимается" . Во-вторых, вдруг выясняется (на сайте ничего сказано не было), что мы должны оплатить административный сбор за рассмотрение нашего заявления на долгосрочную визу в 215 евро! Вот тут мы легли... Сотрудники опять долго совещались, звонили консулу. Мы настаивали и акцентировали внимание на цели нашего визита: ВОЛОНТЕРСТВО! какие еще 215 евро? Очнитесь! Бесполезно. Девушка выдала нам реквизиты для оплаты... 215 евро. За двоих 430 евро... В рублях больше 25 тысяч... Где взять деньги-то? Ок, они есть... но на что домой-то ехать? Ок, автостопом... а на что дома жить-то? Думали-думали, гадали... Минус 25 тысяч и мы на полном нуле. Я попросила маму выслать 2 тысячи на еду.  Ищем уже банки с минимальной комиссией. Читаем листочек, выданный девушкой из посольства... и вот приходит озарение! Написано: предпочтительно сделать перевод средств, используя бельгийский банковский аккаунт... А где нам его взять-то? Можно попросить принимающую организацию оплатить взнос! Позже ведь им все равно придется возвращать все понесенные нами расходы! Быстро пишем Helen, отправляем реквизиты, и вот оно счастье - на следующий день получаем утвердительный ответ о готовности осуществить перевод и через день чек об оплате у нас на руках! Выдохнули...

Через тернии к звездам...


Все документы готовы, копии сделаны, оригинального приглашения как не было, так и нет, идем с копией. Правильно рассчитайте количество копий: вы должны иметь 3 полных комплекта всех документов (в одном будут оригиналы, в остальных двух - только копии). Их необходимо именно три, т.к. пакет документов будет рассматриваться в трех разных местах тремя разными людьми.

Запись в посольство сгорела, поэтому вынуждены идти в визовый центр (без записи - это плюс) и платить дополнительно 2500 руб за каждого (это минус). Но ничего страшного, 25 тысяч сохранили, теперь мы можем себе это позволить. Все прошло гладко. Немного затянулось, т.к. опять начали выяснять про консульский сбор и звонить консулу, но через 15 мин все разрешилось. Мы оформили курьерскую доставку за 500 руб/паспорт до квартиры (второй плюс) и тут же за общественным компьютером (который чрезвычайно удобно использовать в случаях недостающих документов) мы купили билеты до Перми и этим же вечером улетели домой с чувством глубочайшего облегчения.

В последующие дни присутствовало чувство легкого переживания: "А вдруг не хватает какого-то документа? А вдруг что-то не так сделали? Не то перевели? В Москву ведь придется ехать!". Система проверки статуса паспортов не давала никакой информации. Еще один повод для беспокойства. Через месяц-полтора, мне позвонил курьер и уточнил адрес и время доставки. Середина июня. Паспорта с бельгийскими визами типа D у нас на руках. Пора покупать билеты.